Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Лев Толстой
RSS

среда, 19 марта 2014 г.

Учить писать нельзя, помиловать!

Учить писать дошкольника? Категорически нет!
Из интервью с директором Института возрастной физиологии РАН доктором биологических наук Марьяной Михайловной Безруких.


Марина Аромштам: Марьяна Михайловна! Как Вы считаете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?

Марьяна Безруких: В результате исследований, проведенных нашим Институтом, установлено, что методика обучения детей безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональные возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенке гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо не может быть безотрывным. Связным - да, но не безотрывным. Даже при сформиро­ванном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой - три. Это зависит от механизмов темповой организации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у друго­го в речи после каждого слова - пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему мож­но даже не обсуждать. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообраз­ный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности. 


Марина А р о м ш т а м: Почему?

Марьяна Безруких: Потому что формирование навыка письма - сложнейший и длительный биологический процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к этому слож­нейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произ­вольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окосте­нение запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок не готов к письму не только в шесть, но и в семь, а порой и в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функ­циональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не зна­чит, что письму нельзя учить. Учить нужно, учитывая функцио­нальные и психологические особенности ребенка. А что это зна­чит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформи­ровать навык. Обучение письму - процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму,или письму с использованием так называемых письменных букв, нужен достаточно длительный предактивный период, т. е. период подготовки. И этот период подготовки к школе должен включать как минимум 30 занятий. 

Марина Аромштам: Почему подготовительный период должен быть таким долгим?

Марьяна Безруких: Потому что, прежде чем перейти к кур­сивному письму, ребенок должен научиться писать линии (ровную, прямую, наклонную), овалы. Он должен научиться работать в стро­ке (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадо­бится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы
печатных букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тре­нируйте у детей мышечное чувство и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиоло­гии! До девяти лет мышечное чувство, как физиологи называют его -кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контро­ля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов.

Марина Аромштам: Но существует мнение, что чем боль­ше ребенок выполняет технических, упражнений, например много штрихует, тем легче ему потом научиться писать.

Марьяна Безруких: Это совершенно ложное утверждение. У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обу­чали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали -целые тетради. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функ­ций. Сделать это в возрасте пяти-шести лет очень просто.

Марина Аромштам: В чем же тогда заключается подго­товка дошкольников к письму?

Марьяна Безруких: Гораздо в большей степени, чем прописывание графических элементов, к письму готовит развитие та­ких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, вклю­чится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль.

0 коммент.:

Отправить комментарий